Суббота
04.05.2024
14:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Моя Детсадия"
Главная Регистрация Вход
Записки на ладони »

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Записки на ладони...   

 
 

Эта страничка - своеобразный дневник. 

Здесь я хочу  "сохранять в слове"  свой взгляд на  СОБЫТИЯ происходящие в моей "Детсадии".  

Все то, что буду делать я сама и обязательно вместе с детьми и их семьями, продолжая нащупывать верные тропинки  по "Стране  детства".
__________________
  

05.05.2014г.  « Тридцать минут одного замечательного утра…»

Первый день в детском саду после почти трехмесячного перерыва.   
«Моя Детсадия» -  называю я место,где мне хорошо.  
По воле обстоятельств и  по собственной опрометчивой торопливости, вкупе с вечными сомнениями относительно  педагогической состоятельности, детских садов, в которых я успела поработать  в различных должностях от воспитателя до заведующего, насчитывается  целых  пять.  
К счастью, мне было хорошо в каждом из них … Надеюсь, что и те, кто оказывался рядом – дети и коллеги, тоже  не чувствовали дискомфорта от моего присутствия.
Конечно же, где-то привыкалось  легче, где-то – чуть дольше, но… память о каждом коллективе хранит теплые и светлые файлы с грифом  - «Я – счастливый человек. Мне поразительно везет на хороших людей».
   И вот опять «начинаю с чистого листа».  И хочу сохранить свои впечатления в чем-то вроде «дневника памяти добрых дней».  И главными действующими лицами в этих днях пусть будут дети. Мои  безотказные «таблетки от недуга», как однажды написалось в рифму:

Вхожу в детский сад – моё место работы:
 звенят голоса отовсюду беспечно!
 Я здесь не была две недели всего-то,
 а, кажется, будто бы целую вечность!

 И маленькой молнией, - рыжие кудри, -
 на шею Каринка: «Ну, где ты так долго?!
 Тебе рисовала я, видишь, картинку,
 про колобка и про серого волка…»

 На плечи ко мне положила ладошки,
 задорно смеётся и не понимает,
 к чему по щекам две солёных дорожки,
 которые я второпях вытираю.

 А рядом другие – о разном щебечут,
 спешат с новостями, толкая друг друга;
 не зная о том, что так бережно лечат,
 застывшую душу мою от недуга.

***

… Обычное утро небольшого детского сада. Группа детей в возрасте от пяти до семи лет пестрой говорливой стайкой движется мне навстречу из игровой комнаты, где только что закончилось занятие - общее и, надеюсь, увлекательное совместное действо воспитателя и детворы.  Кто-то из дошколят воспринимает меня, ничем не примечательным препятствием, которое нужно просто обойти на пути к цели – столикам, сервированным для второго завтрака (мало ли любопытных взрослых заглядывает сюда в течение дня?), кто-то задерживает заинтересованный взгляд на моих бусах, вопросительно заглядывает в лицо (что нужно этой высокой тетеньке и кому она сейчас улыбается?). 
Не спешу первой  нарушить   приветствием процесс ориентировочного освоения   нового объекта – меня, от которого  неизвестно чего ожидать.
Наконец, троица  самых смелых (конечно же, девчонки!) окружают меня и даже дотрагиваются до рукава, спрашивая: 
- Вы к воспитателю пришли? О.И. вон там, в группе! Карточки на столах собирает!
- Доброе утро! – здороваюсь радостно, - Я пришла знакомиться с вами.
Улыбаются, спрашивают: 
- А зачем ты  с нами  хочешь знакомиться? 
Пока я раздумываю над ответом, дети охотно называют свои имена и тут же спешат показать что-то свое, важное, принесенное из дома или сотворенное уже здесь, в детском саду…
- Меня Ксения зовут. Но можно вообще-то Ксюшей звать! Так всегда зовут по-ласквому – Ксюша!  У нас еще есть Ксюша одна. Но она любит, чтоб ее – Ксения…
Оглядывается, ища поддержки у той, которую упомянула: 
- Правда же я говорю? Ты же так любишь?
Ксения неуверенно переводит взгляд с подружки на меня и молча пожимает плечами, не то соглашаясь, не то просто принимая утверждение, выданное столь уверенно.
Улыбаюсь и обещаю непременно запомнить, которую из девочек, как называть.
А имена уже сыплются одно за другим, звучат и раскатываются весело,  как разноцветные мозаичные кругляши, нечаянно высыпанные из коробки…

Я не называю своего имени, выжидая, когда же, наконец, им самим захочется его узнать или вообще назвать меня как-то. 
Тайну раскрывает вышедшая из группы воспитательница,  здороваясь и называя меня по имени!
И тут же звонкий радостный голос Маргариты:
- А я сразу запомню! Точно запомню! Моего тренера по гимнастике зовут так же – Ирина Викторовна!
Слава важно вторит: 
- И все запомнят.. Мы что малыши, что ли? 

Обещаю, что и я постараюсь запомнить их всех по именам.  Но мне это будет не совсем просто, ведь ребят много… Что же делать?
Наступает минутная пауза, затем первое предложение маленькой, светловолосой Вики, которая уже успела крепко «прикрепиться» к моей правой руке и, как бы невзначай, оттеснить еще парочку желающих сделать то же самое с правой стороны.
- А Вы меня спросите, я всех знаю! Я скажу как кого зовут, ладно?
Благодарю девочку, но выражаю сомнение в том, смогу ли все время отвлекать ее от дел и игр, если вдруг мне нужно будет срочно узнать чье-то имя… 
- Может быть, еще  подумаем, как мне побыстрее запомнить всех вас по именам?
Матвей зачем-то  выбегает в приемную, тут же несется обратно и радостно выпаливает:
- У нас на кабинках есть бумажки такие… там про всех имена написаны!  Вы прочитаете!
- Вы сами написали свои имена на этих бумажках? – воодушевленно спрашиваю я.
- Нет… - смеются надо мной, такой непонятливой, дети.
 – Это же воспитатели пишут! На компьютере!
- Аааа…  - нарочито  выражаю я некоторую степень сожаления. А кто из вас сам может написать свое имя? 
Оживленный гул голосов тех, кто тут же  пожелал  продемонстрировать свою умелость в написании собственного имени и даже фамилии с отчеством!
Радуюсь вместе с детьми, предлагаю осуществить задуманное.  И тут..
- А на чем мы будем писать? А можно я не карандашом, а фломастером напишу?
Карандашей, как и фломастеров, и бумаги в ближайшем обозрении не наблюдается,  мы ведь все еще находимся в помещении столовой. Все необходимое – в групповой комнате. 
Но почему дети не спешат отправиться за всем этим?  Ждут от меня команды-разрешения? Или того, что все необходимое предоставлю сейчас им я сама?
Вопросительно смотрю на ребят, безмолвно вопрошая : Что будем делать?
Младший воспитатель, которая все это время находится неподалеку, тихонько моет посуду, не выдерживает и вызывается помочь. 
- Сейчас я принесу вам  карандаши! 
- О, нет, нет, нет! - мысленно протестую я и спешу уверить помощницу, что с этим дети могут справиться и сами!
-  Спасибо Вам за готовность помочь! Но у Вас вон еще сколько дел, может быть кто-то из ребят сам принесет все нужное из группы?
- Там же занятие у другой подгруппы! – звучит  резонный и серьезный ответ.
Дети выжидают, чем закончится наш «взрослый диалог».
Пока суть да дело, шустрая Маргарита прошмыгнув в группу, выносит оттуда стопку писчей бумаги и стаканчик с простыми грифельными карандашами.
- Вот! Берите все!
Младший воспитатель неодобрительно качает головой, явно осуждая спонтанное «детское самоуправство», я же бессовестно радуюсь тому, что вышло, а дети тем временем разбирают листки, карандаши и устраиваются за столами, у подоконника, а кто-то и вовсе на свободном островке пола, чтобы написать свои имена знакомыми печатными буквами…
    Данил тоже берет лист, долго перебирает  карандаши в стаканчике, медленно идет к столу и присаживается рядом со мной.
Писать не начинает. Выжидаю несколько минут и спрашиваю: 
-  Ты еще не решил, что написать в первую очередь, имя или фамилию, Данил?
Мальчик тихо и неуверенно отвечает:
- Я не знаю, как написать. 
Явно ждет помощи. Я отвечаю: Да..у нас с тобой небольшая проблема. Давай подумаем, что тут можно сделать. 
- Вы мне можете написать? 
И тут – ура,ура,ура! –внутренне ликую я – сидящая рядом Ярослава, заканчивающая кропотливо  выводить свое полное имя изрекает:
 - Подожди, я тебе напишу! Делов-то!

Предлагаю Ярославе написать имя Данила на «черновике», выражая уверенность, что мальчику САМОМУ  захочется на своем листочке написать собственное имя.
Данил без особого энтузиазма,  но все таки САМ выписывает буквы своего имени, поглядывая на «образец», а Ярослава переходит к следующему столу,охотно предлагая свою помощь желающим… 

Вот уже почти все семнадцать имен написаны, а некоторые и не по единому разу, ведь кому-то вдруг захотелось не только отдать листочек с написанным собственным  именем мне, но и оставить сей шедевр и себе любимому!

   Новая проблема.  Понадобился ластик.  В группу второй раз идти не решаются. Нельзя прерывать длящееся там занятие!...
Спрашиваю: 
- А в соседней группе, слышите, дети шумят, значит у них уже  занятия закончились..
Что если попросить ластик у малышей?

И снова ответом  озадаченное молчание. Затем серьезное объяснение:
- Нам туда ходить нельзя! 
????????????????????????????
Стараюсь говорить уверенно и серьезно. 
- Да?   А если мы объясним, что мы не для озорства, а по делу хотим пойти к малышам?
Кто сможет про это рассказать сейчас Н.Н.?

Младший воспитатель, конечно же слышит все, о чем мы говорим и ,к сожалению, не оставляет детям возможности сформулировать просьбу-объяснение, испытать радость быть услышанным и понятым, почувствовать себя взрослым и самостоятельным. 
- Ксения, сходи быстренько к Т.Я., возьми что надо и сейчас же сюда! – командует Н.И.
Ксения выполняет задание, но выходит за дверь как-то боязливо и неуверенно. 
   Ластик приносит воспитатель младшей группы, за ней следом плетется (именно так!) растерянная Ксюша.
Прихожу на помощь девочке, выражая радость и благодарность взрослому за «помощь»
- А вот и долгожданный ластик! Молодец, Ксения, сумела объяснить, что нам нужно! Спасибо, Т.Я., что одолжили нам ластик. Вы нас очень выручили сейчас!
Воспитатель младшей группы с интересом оглядывает наш «рабочий бедлам», улыбаясь кивает головой и уходит к своим  малышатам…
   Имена написаны, ластик возвращен владельцам. Дети довольные и слегка удивленные собственными же умениями отправляются собираться на прогулку, на ходу заручившись моим обещанием прийти к ним в группу еще и завтра. 
______________________________

Я отправляюсь  в кабинет психолога, чтобы приготовить необходимые материалы для теста выявления уровня школьной зрелости (тест Керна-Ирасека), который так любят  представители нашей детской поликлиники и неукоснительно следят за тем, чтобы ежегодно в медицинской карте выпускника детского сада  были выставлены  результаты тестирования…
Попутно я подумаю о том, через что и как я буду искать ОБЩИЙ  язык с коллегами и детьми.   «Язык желаний, язык веры, язык надежды, язык любви» - называет его  С.Л.Соловейчик.

Язык, который поможет мне рассказать
- О    необходимости предоставления  детсадовцам жить не по безукоснительной и привычной уже указке взрослых, а  по своим силам. 
- О доверительном отношении и к их желаниям, и к их возможностям. 
- О том, что необходимо и возможно сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей.
И при этом познавал самого себя: что я умею, могу сам и для другого, доверяю ли я своему знанию и умению.
- О том, что вместо привычки пассивно запоминать готовую информацию из уст взрослого, можно культивировать в детях привычку радоваться, действовать, находить приятелей по игре и по совместному делу, посильно помогать старшим в их делах, не бояться задавать вопросы и придумывать ответы. 
 - О праве ребёнка выразить себя в речевой и не речевой формах общения прежде всего в коллективе сверстников - с ними и для них что-то объясняя, обсуждая и споря.
- О том, что мы, взрослые, должны  не "пичкать дошколят знаниями", не «тащить за собой», а создать условия для налаживания детских отношений, формирования детских интересов вокруг совместных дел и «разжигания» детского познавательного общения;

- О том, что нам нужно прививать  культурные нормы  не  как технику поведения, а помогать им  складываться естественным образом в отношениях детей между собой, чтобы дети могли осваивать эти нормы  прежде всего как культуру человеческих отношений, радующую каждого из них.

- О том, как нужно нам, взрослым привыкнуть, наконец, к роли внимательного слушателя и в беседы детей  вступать только в случае крайней необходимости, косвенно, с направляющими замечаниями, а не с готовностью все и сразу объяснить и сделать за ребенка.

….Подумаю о том, КАК  мне суметь передать необходимость и  радость проживания    с детьми СОБЫТИЯ. Настоящего события, которое сплетается из долгожданности и совместности переживания.

___________________________

 

            

07.05.2014 г.
   Сегодня по сложившейся довольно давно традиции в одном из детских садов района проводится спортивный праздник, в котором принимают участие дошколята  со своими родителями.
Нынешний праздник приурочен к  Дню Победы, а это значит, что дорогими гостями на нем станут ветераны.  Именно им посвятят дети свои  первые спортивные достижения, для них прочтут стихи, споют и  станцуют.
   Нашим воспитанникам - Вике и Егору   предстоит продемонстрировать спортивные умения и утолить жажду свободного радостного движения, испытать восторг проживания совместного со своими близкими СОБЫТИЯ, обрести опыт уважения к  людям, пережившим войну.

  Родители немного волнуются, то и дело проверяют сохраняют ли свежесть приготовленные для гостей-ветеранов живые гвоздики, не забыты ли нужные спортивные атрибуты.
Детям не терпится оказаться «в центре ожидаемого события», их  интересует, когда же мы, наконец, удобно устроимся в салоне  автомобиля и отправимся  к месту события…

Приезжаем в числе первых. На улице довольно прохладно, только что появившуюся нежную листву деревьев почти полностью укрыл выпавший накануне снег, пешеходные дорожки поблескивают ледком. Решаем дожидаться начала праздника в помещении.
   В детском саду сейчас строгий пропускной режим, встречающий взрослый  с порога огорошил «недовольно-любезным»: « Зачем вы так рано приехали? Сообщалось же, что начало в 10.30.!»
Улыбаюсь в ответ: «И мы очень рады Вас видеть! Доброе утро!»
Нам разрешено пройти в просторный спортивный зал, где, оказывается, уже разместились немногочисленная группа участников, приехавших еще раньше нас.
Дети, свободно рассыпавшись по залу скачут на скакалках, пытаются попасть мячом в баскетбольную корзину, догоняют друг - друга, демонстрируют свои умения выполнять «мостики» и  еще какие-то немыслимые акробатические кувырки…
      Ощущение, что дети давно знакомы друг с другом и уже не впервые оказались в этом спортивном зале!  Они о чем-то коротко переговариваются, обмениваются атрибутами, спрашивают: «Ты так умеешь? А так?»  
А ведь все мы, собравшиеся здесь, приехали из разных – больших и не очень, детских садов района.  Тем радостнее видеть, что дети так легко и быстро находят «общий язык», «заражаются» замечательным настроением  игровой  импровизации…
   Родители, пристроившись по периметру зала у подоконников и на свободных скамейках, поглядывают на своих чад с интересом, даже с  некоторой долей удивления: «Оказывается мой (моя) может быть таким ловким?».  Кто-то вначале пытается привычно ограничить двигательную активность своего ребенка  указанием: «Посиди спокойно, вспотеешь!» или «Не смей так высоко забираться по шведской стенке», но и самые строгие, в конце -концов, оставляют детей в покое, предоставив им возможность вдоволь нарезвиться.
__________________

…Фестиваль начинается с торжественного марша и построения на ярко оформленной территории детского сада. Звучит музыка, в небо рвутся связки надувных шариков,   цветными островками притягивают взгляды детей и взрослых приготовленные площадки для соревнований.
Главные гости – ветераны, занимают почетные места, теплыми улыбками и аплодисментами встречают маленьких и больших участников празднества.
Дальше – поздравления, выступления маленьких танцоров и чтецов, вручение гвоздичек.
Бабушки и единственный дедушка улыбаются, не сдерживая слез, обнимают детвору, что-то шепчут каждому в  благодарность за внимание, за память, за подаренное ощущение праздника.
Не берусь «разбирать по-полочкам» наличие и степень  воспитательного  эффекта всего происходящего для наших дошколят, но почему-то верю, что сегодня дети получили еще одну толику в имеющийся, пусть небольшой  еще опыт переключения из внешнего пространства  веселья и бодрости в  пространство работы внутренней:  опыт дарения тепла и внимания  кому-то, опыт бережного касания  чьей-то взрослой жизни и  опыт получения удовольствия от чьей-то радости, от собственного умения слушать, от проявленного  терпения.
     Воздушные шары и фейерверки улетели в небо сопровождаемые восторженными взглядами детворы и добрыми улыбками взрослых.
И начались соревнования детско –родительских команд. Мамы и папы совсем не уступали в азарте своим сыновьям и дочкам пробегая «змейкой» между препятствиями, пролезая в обручи или перенося в указанный пункт «вещмешки с военными трофеями»!
    В одном из предложенных  испытаний команда  должна была как можно быстрее вынести « раненого» «из поля боя». Родители скрепляли руки «в замок», ребенок усаживался на это импровизированное «сидение» и семейная команда устремлялась к финишу.  Понятно, что медленнее всего проходил  важный момент «водружения раненого» на соединенные руки родителей.
И тут наша  Викуля  проявила сообразительность, вызвавшую дружные аплодисменты всех  успевших это увидеть!
Как только папа и мама приблизились к девочке, Вика не стала терять ни минуты и «птичкой» с раскинутыми в стороны руками «упала» на сцепленные руки родителей!
Благодаря Викиной находчивости, задание семейная   команда выполнила  быстрее, чем это сделали  остальные участники!
   И еще одно событие, о котором хочется помнить.
Во время  эстафеты с бегом, маленький участник одной из команд по какой-то причине не смог бежать. И чтобы команда «не сошла с дистанции», сверстника тут же заменил мальчиш  соседней команды, пробежав дистанцию дважды – за себя и за «того парня»!  Причем, почти не раздумывая, сам и предложил помощь: «Давайте я за него побегу?!» 
И этот мгновенный, но замечательный урок помощи, СОУЧАСТИЯ в миллионно событийном движении дней стоит куда дороже всех наших умных, правильных и хороших слов, поддерживающих в детях естественное стремление к добрым поступкам.

 

 

 

            

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz