Суббота
04.05.2024
19:06
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"Моя Детсадия"
Главная Регистрация Вход
День за днем... »

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

   

 Заканчивается неделя моего знакомства с детьми младшей разновозрастной группы, в которой мне и предстоит работать теперь, надеюсь, долго.
Сейчас группу стабильно посещают в среднем  17 детей в возрасте 3-4 лет. 
Замечательный возраст, когда сохраняется потребность во взрослом, безграничное доверие  к нему, как к законодателю  норм и правил поведения, способов взаимодействия с другими людьми. Постигая социальный мир, трехлетки  с готовностью  «впитывают» поведение взрослых.
Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость  - свойственны маленьким исследователям, при этом каждому из них важно одобрение, признание, уверенность в том, что «он хороший», что его любят.
Маленькие реалисты (для трехлетки реально все, что существует) уверены в том, что все предметы и природные объекты способны думать, говорить, чувствовать. Но… малышам еще трудно видеть и оценивать обстановку глазами другого, они только в начале освоения  «языка чувств» и практики проявления сочувствия, сопереживания.
И хотя взрослый еще является ключевой фигурой в жизни трехлеток, уже заметно возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди них.
Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Малыши мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому.

Стремление  быть таким, как взрослый,  находит  наиболее полное выражение только в форме игры.
«Подсовываю» детям некоторые «взрослые» вещички: настоящий фонендоскоп, фен, скалку ( перед тем как рассказать сказку «Лисичка со скалочкой» хотела убедиться, что дети имеют представление о том, что такое скалка и для чего она нужна). И наблюдаю за тем, что будет дальше. Возникнет ли игра?  Кто из детей станет инициатором пусть и элементарного, но ролевого диалога?  Кто проявит воображение и вместо недостающих реальных предметов – термометра, шпателя, горчичников, например, догадается использовать заместители – карандаш, пластинки деревянного лото, что-то другое.  Кто будет «главным распорядителем», а кто согласится подчиняться?
Какие акценты мне, как педагогу нужно будет расставить сейчас и в будущем, организуя  и направляя  деятельность детей, воспитывая самостоятельность и поддерживая  творческие проявления каждого?
И, конечно же, мне важно помнить, что  ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, этот процесс, займет не один день или месяц, а  долгие годы.
А пока я наблюдаю. И при необходимости включаюсь в детскую игру на правах «равноправного участника».

 

 29.05.2014г.
Утренний прием детей. Первыми в группу приходят девочки – Ульяна и Катюша. Беседуем о том, что девочки успели заметить по дороге в детский сад, о том, чем бы хотели заняться сейчас. На столике лежит настоящий фонендоскоп, рядом коробка с игрушечным набором для игры «в доктора», медвежонок с перевязанным платком ухом.
Катя (4, 6г.):      - Это что такое? (вертит в руках, вопросительно смотрит на вос-ля)
Ульяна (4,5г):  - Я знаю, это мерять на руке такое… Надо вот так прижать… (отнимает фонендоскоп, прикладывает к запястью, при этом не знает что делать с дужками, которые вдеваются  в уши).
В группу входит Иришка: - Кого вы лечите? Мишку? ( берет игрушку в руки, снимает с медвежонка платок, вертит игрушку в руках, пытаясь понять, что с ним не так)

Катя:  Да! Сейчас мы ему укол делать будем!  Оглядывается по сторонам, берет из стаканчика цветной карандаш и намеревается «делать укол» медвежонку, которого Ира все еще держит в руках.

Укол благополучно поставлен. Девочки явно не сообразят, что делать дальше…

Воспитатель:  Здравствуйте! У вас уже открылась поликлиника? Можно попасть на прием к врачу?
 Радостное и почти хором:  Да! Открылась!
В:   А кто из вас врач? Кто меня сможет послушать фонендоскопом?
 - Я! Я! Я! – поочередно произносят все трое.
В: Вот как хорошо, что целых три доктора сейчас свободны!  А медвежонок ваш уже здоров?
Катя: Нет, ему сейчас полежать надо. Кладет в кроватку, переключает внимание на воспитателя.
В: Послушайте меня, пожалуйста, и посоветуйте чем мне вылечить кашель.
Ирина уверенно надевает фонендоскоп, молча прикладывает к груди воспитателя.
Чуть позже заходит сзади за стульчик, на котором сидит воспитатель,  «слушает" со спины.  
Снимает фонендоскоп, говорит: Все. Послушала.
Катя и Ульяна наблюдают за действиями Ирины, ничего не предпринимая.
Воспитатель:  Какое лекарство вы мне посоветуете, доктор?
Ира, улыбаясь: уколы надо ставить.
Катя с готовностью  снова берет карандаш и «ставит укол».
Воспитатель: Ой, как больно…А ватку вы мне на место укола положите сейчас?
Девочки улыбаются, не пытаясь «утешить» больного.
Ульяна: Да, мне когда прививку ставили, тоже ваткой руку мазали!  А у нас нет ваты сейчас..

В: А вы придумайте, что может быть «как будто вата»?

Девочки оглядывают группу, Катя отрывает кусочек бумаги от забытого кем-то листочка с начатым рисунком, торжественно шлепает мне «вату»  на место укола.
- Все! Идите!
В: Благодарю вас!  А вы, наверное, продолжите лечить медвежонка? Его ведь тоже нужно фонендоскопом послушать, он кашляет я слышу…
Катя: Да, да! Сейчас его еще послушаем.
Надевает фонендоскоп, молча «слушает» медвежонка.
- Надо ему еще укол поставть.
- И горчичники! – вспоминает Уля. - Я когда зимой болела, мне горчичники ставили!
В:  Вот как хорошо доктор-Уля вспомнила! А у вас и горчичники есть?
Катя:  Сейчас-сейчас! Приносит несколько пластинок деревянного лото, «ставит горчичники».
Уля критично:  Их сначала мочить надо было! В ковшике!
«Снимает горчичники», выполняет воображаемые действия – окунает горчичник в чайную чашку, затем кладет на спину медвежонку.
Девочки наблюдают за ее манипуляциями молча. Ульяна укрывает медведя салфеткой.
- Убирать горчичник будем, когда сильно-сильно спине горячо станет. Вот. Он уже орет!
   Снимаем! (Стряхивает «горчичники»)
В:  Вот молодец, медвежонок, спокойно лежал, терпел когда жгло спинку… Может быть ему детским кремом спинку помазать? Чтобы не жгло?
Катя с готовностью берет баночку из-под крема, «смазывает» спинку медведю, интересуется:  Ну, теперь тебе не жжет, да?
В:  Вот какая доктор-Катя внимательная и добрая!  Успокоила больного медвежонка!
И Ирочка с Ульяной молодцы – полечили, про горчичники вовремя вспомнили!
Пойду своим знакомым расскажу какие внимательные доктора работают у нас в группе! 
Оставляю девочек.
Недолго еще игра продолжается: медведю снова ставят уколы и горчичники, но с приходом в группу других детей, девочки передают свои «медицинские инструменты» и уходят разглядывать принесенные Соней «сокровища из рюкзачка».

Ну что… Ролевая игра еще не стала самостоятельной и полноценной. Скорее, это пока «игра рядом» и однотипные  манипуляции с предметами, что свойственно двухлеткам..
Хорош момент с появлением горчичников!  Налицо творческое применение предметов-заместителей. Ролевая речь девочек пока скудна, не обращена на «субъект» действий или партнера по игре. 

Что ж,   дальше  буду стараться не нарушая игровых замыслов детей, выбирать более подходящий момент для предложения поиграть, обогащая детский игровой опыт, расширяя представления о возможных игровых действиях.
Нужно поговорить и с мамами-папами моих малышат. Пусть расскажут, а если можно, и покажут то, чем занимаются на своей работе, какие действия выполняют, какие предметы и инструменты используют.
_____________

Кстати, детям очень понравилось слово «благодарю»! С каким удовольствием они произносили его, когда я помогала раздеться перед сном и шутливо напоминала: А поблагодарить меня за помощь не хотите? Невозможно было без улыбки смотреть на серьезные личики в момент их важного: «Благодарю»…

 


 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz