....Ремонт в детском саду давно закончен - второй месяц каждое рабочее утро в нашей младшей разновозрастной группе оглашается детскими голосами на разный лад - от робкого, еще полусонного Викиного: "Здравствуйте", до звонкого, напористого, радостного Санькиного: "Привет! Я уже пришел!"
И течет, бурлит,торопится новый день, спеша провести нас по тропинкам сказки, фантазии и труда, помочь найти ответы на бесконечные и внезапные "Кто? Что? и Почему?"
Цель моей работы с детьми – не просто вводить их в жизнь – а входить заново вместе с ними в мир природы, в мир литературы и искусства, в мир техники и науки, в мир разнообразных проблем и взаимоотношений как между людьми, так и между людьми и меньшими братьями – от экзотического крокодила до заурядной мухи.
Соглашаюсь на все сто процентов с высказыванием американской учительницы, мамы троих, теперь уже взролых детей, автором доброй и умной книги «Хочу сделать сам» Анны Роговин:
«Каждый растет с присущей ему скоростью, и не надо его подталкивать и принуждать, с какими бы добрыми намерениями это не делалось».
Американка Анна Роговин считает, что нужно воспитывать в детях симпатию к обыкновенным вещам, создавая тем самым гармонию с окружающим миром и понимание, что природа (несмотря на толпы в городах, загрязнение среды и т.п.) окружает нас, посылает нам сигналы и просит обратить внимание на:
свет звезды семена растений
облака, дождь листья
желтые одуванчики голубей на пожарной лестнице
дождевого червя лягушонка, сидящего в луже
Может быть, слово «смотри» - ключевое для дошкольного детства.
Смотри, какие лужи появились на площадке после дождя! В них заглядывает небо. И старый тополь. И мы!
Эта лужица похожа на круглое зеркальце. А на что по-твоему похожа вон та большая лужа возле скамейки?
А вот уже и сами дети спешат окликнуть меня звонким, радостно- волшебным, обещающим обыкновенное чудо словом – «смотри»!!!
…. Захар первым заметил ажурную ловчую сеть паука аккуратно пристроенную между нижними ветвями старого тополя. Замер удивленно, прежде чем воскликнуть призывно – смотри, смотри! Тут же на зов сбежалась детвора, радостно расшумелась, обступила плотно «первооткрывателя» поглядывая то на паучий парашютик, то на Захара с какой-то удивительной смесью уважения и восторга – Надо же! Увидел, нашел первым!
….Один из мальчишей потянулся стряхнуть паутинку с ветвей лопаткой, разрушить эту невесомую, почти прозрачную красоту. И тут же возмущенный гул детских голосов: Не надо! Не трогай!
Тревожные глазенки детворы обращены на меня: Успею ли запретить, защитить увиденное чудо?
И почти сразу же внезапный сильный порыв, пусть и по-летнему теплого ветра срывает паутиновое кружево с ветвей, унося куда-то вверх, разрывая непрочные нити, нанизывая их на веточки дерева, расстилая на широких тополиных листьях.
- Ах, ветер-шалун, что же ты наделал? – сожалеем мы вместе с детьми. И выражаем надежду, что терпеливый трудяга паучок соткет новую паутинку, а мы все вместе снова сможем полюбоваться ею.
…..Когда нибудь я расскажу вам, мои малышата, легенду о прекрасной ткачихе Арахне, умевшей из тончайших нитей ткать прозрачные, как воздух ткани, превращенной богиней Афиной в паука в наказание за неуважение к богам.
Подрастите только еще чуть-чуть…
А пока мы вспоминаем кто и где уже видел паучков, пробуем рисовать их веточкой на мокром песке, считаем количество пучьих ножек, а заодно вспоминаем, что есть буква похожая на паучка и жужжим, « летая» по площадке тут же превратившись в муху –цикатуху, несмотря на недоверчивое Степашкино замечание : «Столько много «мухов –цитакухов» не бывает!
|